назад
О ГИМНАСТИКЕ БОЯРШИНОВА
 
  • О Гимнастике сам автор А.В.Бояршинов
  • О Гимнастике Е.А.Каткова
  • О Гимнастике С.П.Козорез
  • О Гимнастике А.А.Горнаев
  • О Гимнастике А.Ю.Катков
  • в начало О Гимнастике сам автор А.В.Бояршинов
    (из выступлений)
    "И вот впервые построена Гимнастика на гармонии очень сложных процессов, точно переданных голосом, на гармонии быстрого оздоровления духовного." 
    "Гимнастика, которую я провожу, помогает человеку быстро перестроиться и закрепить созидательное состояние. И если нужно — натренировать. Оказывается, духовное, также как и физическое, поддается тренировке."  
    "Для того, чтобы заниматься Гимнастикой, нужно подготовленное помещение, форма тренировочная. Нужно чтобы я два-три часа подготовился. Это ведь так непросто. Я очень много отдаю. Это страшно тяжелый труд. Но вы много получаете. Вот женщины мне рассказывали. Одна еле добралась до Гимнастики, а с Гимнастики пришла, еще переделала столько дел. Вот что такое Гимнастика. Как изменение состояния помогает совершенно по-другому ощущать себя в жизни."  
     
    в начало О Гимнастике Е.А.Каткова
    (из выступлений)
    Актерская Гимнастика — это гимнастика духовная. Один журналист предложил такой заголовок к статье: «Тренируйте духовные мускулы». В Актерской Гимнастике применяются вспомогательные упражнения, взятые из йоги. Зачем? Когда человек делает статические упражнения, он расслабляется, и напряжение есть только в определенных местах, особенно в лимфатических узлах. Таким образом хорошее состояние закрепляется. Если просто посмотреть спектакль, послушать концерт, то хорошего состояния хватит ненадолго. А если мы закрепили упражнениями, то состояние становится крепким. Причем йоговские упражнения, отобранные Алексеем Васильевичем, наиболее хорошо выполняют эту функцию. Вместо них можно бегать, прыгать, плавать и т.п. — что вы любите. В общем, нужно выполнять физическую работу с тем состоянием, которое вы получили на Гимнастике.
     
    в начало О Гимнастике С.П.Козорез
    (из статьи "Духовное – наша основа – передается и тренируется")
        Понимание природы здоровья человека привело к созданию эффективной методики осознанной передачи духовных процессов здоровья. Найден способ как это сделать наиболее эффективно. Он включает три элемента. Первый — снятие инстинктов самосохранения, которые являются еще и “биологическими тормозами”, мешают восприятию нового, развитию. Второй — точнная акцентированная передача духовной натренированности голосом. Третий — закрепление полученной новой возможности физической активностью.
         Этот способ реализован в виде практических занятий А.В.Бояршинова Гимнастикой духовных процессов здоровья, широко известной как Актерская Гимнастика Гармонического Совершенства (АГГС).
         За много лет работы Бояршинов сумел найти в себе, выделить, акцентировать основные процессы, необходимые человеку для жизни, здоровья, развития; возвести их в гармонию и натренировать. Эту духовную натренированность своих процессов здоровья он передавал людям на занятиях Гимнастики.
     
    в начало О Гимнастике А.А.Горнаев
    (текст к видеокассете)
        ГИМНАСТИКА МИРООЩУЩЕНИЙ ЗДОРОВЬЯ. С чем ее можно сравнить? Потрясающий душу спектакль или захватывающее спортивное зрелище, яркая любовь или резкое изменение жизненных обстоятельств в лучшую сторону… Какое удивительное состояние легкости и творческого подъема наступает после таких, очень редких, моментов в нашей жизни. Зафиксировано множество случаев, когда люди избавлялись даже от неизлечимых заболеваний в результате положительного стресса! Можно ли это волшебное, красивое чувство тренировать, увеличивать в себе, закреплять? — Да.
        Наш соотечественник Алексей Васильевич Бояршинов создал еще в 70-х годах принципиально новый вид искусства — Гимнастику духовных процессов здоровья. Это синтез самого лучшего в искусстве, спорте, оздоровительных практиках. Бояршинов как актер и режиссер смог ярко и по артистически убедительно показать НОВЫЙ ОБРАЗ ЗДОРОВЬЯ, соприкоснувшись с которым каждый приобретает новые, более высокие возможности здоровья для себя.
        Кроме того, при помощи очень простых, красивых, но необычайно эффективных эмоциональных упражнений каждый сможет сам осознанно поддерживать в себе гармонию духовных процессов, восстанавливать здоровье и сохранять его на более высоком уровне. Состояния Гимнастики Бояршинова близки и дороги каждому человеку, их можно использовать в качестве оптимальной настройки для любой интеллектуальной или физической деятельности.
     
    в начало О Гимнастике Кульков В.Н. канд. псих. наук,
    доцент кафедры гуманитарных и социальных наук Армавирского финансово-экономического института.
        Данная гимнастика налаживает саморегуляцию физиологических функций в масштабе всего организма, что является основным её достоинством.
     

    в начало О Гимнастике канд.мед.наук А.Ю.Катков
    (из статьи)

        АГГС — это более чем тридцатилетний отбор и синтез основных оптимально-гармонических состояний. Она, по существу, является комплексом акцентированных основ духовного и физического развития человека.

           Авторские тексты образного воздействия АГГС ориентированы на широкий контингент занимающихся, независимо от возраста, способных к восприятию обычной информации. Они даются на русском языке, и их психорегулирующее воздействие продолжается 45 минут. Эффект достигается в процессе сопереживания при условии, что занимающиеся настраиваются на восприятие.
           Практическое обучение ведется на сознательном уровне через вторую сигнальную систему — состояние передается точно голосом.
           1. "У" — состояние.
           Мысленно звук "у-у-у" на самой низкой ноте; оптимально-гармоническое состояние огрубленной низкочастотной диффузной фонемы "у" в тот момент, когда язык находится в задней верхней позиции.
           Для имитации зевания напрягают полость рта, как бы произнося низкое растянутое "у-у-у". Все педагоги мира используют зевок для постановки голоса, так как звук "у" не дает пересмыканий. В итальянской вокальной школе эта метода очень давно применяется. Делают это с закрытыми глазами, как можно шире пассивно открыв рот и потягиваясь. Произнося звук "у", человек должен представить, что у него во рту образуется полость, дно которой как бы опускается все ниже и ниже. Этот прием, при выполнении которого язык отодвигается назад, позволяет расслабиться и как бы погрузиться в себя. При этом усиливается расслабление таких наиболее богатых нервными окончаниями мышц, как мышцы лица, глотки, гортани. Одновременно появляется чувство успокоенности, которое обследуемые выражают следующими формулами: "стало удивительно легко", "все внутри расслабилось", "границы тела исчезли", появилось чувство умиротворения", "исчезли все заботы".
           "У" состояние увеличивает диапазон восприятия через вторую сигнальную систему в нижнем регистре, т.е. практически подготавливает человека для восприятия следующих положительных эмоций. Увеличивает амплитуду релаксации.
           2. Состояние "до засыпания или сразу после сна".
           Это состояние — оптимально-гармоническое состояние релаксации (расслабления). Характеризуется общим мышечным расслаблением.
           С древних времен известно, что чем больше человек расслаблен в активном состоянии, тем больше он имеет возможностей и физических и духовных. На занятиях АГГС "проигрывается" следующая формула: от состояния "реснички отдыхают" зевок нагнетается от пяток.
           Состояние релаксации снимает мышечные зажимы, улучшает кровообращение.
           В лаборатории И.П.Павлова было выяснено, что бодрствующая нервная клетка реагирует на раздражитель согласно закону силовых отношений: чем сильнее раздражитель, тем интенсивнее реакция на него. При переходе от бодрствования ко сну нервная клетка проходит несколько фаз, так называемых гипнотических. Одной из таких фаз является парадоксальная, когда на слабый раздражитель нервная клетка отвечает бурной реакцией. В условиях разлившегося торможения в коре полушарий головного мозга на уровне парадоксальной фазы действие слова и его влияние на эмоциональное состояние резко повышается.
           3. "Зевок".
           Оптимально-гармоническое состояние, активизирующее работу головного мозга, выключающее глоточный сфинктер — кинематическую память звучной речи.
           Зевок — это безусловный рефлекс, непроизвольный дыхательный акт, — состоящий из глубокого медленного вдоха и быстрого энергичного выдоха. Это позволяет обогатить кровь кислородом и освободиться от избыточного количества углекислоты. В акте зевания принимают участие мышцы ротовой полости, лица, шеи; их напряжение способствует увеличению скорости кровотока в сосудах головы. При этом улучшается кровоснабжение клеток мозга, а значит к ним поступает больше питательных веществ, кислорода и удаляются отработанные продукты, углекислый газ. Известно, что длительная неподвижность при сидячей работе в течение рабочего дня приводит к замедлению скорости кровотока. Поэтому неудивительно, что для повышения производительности труда в Японии рабочих электронной промышленности заставляют зевать на работе через каждые 30 минут; эта тема разрабатывается не менее 20 лет.
           Значение зевка заключается еще и в том, что вслед за напряжением занятых в акте зевания мышц, наступает их расслабление, а это, в свою очередь, способствует снятию нервного напряжения, создает благоприятный фон для формирования у себя духовного оптимально-гармонического состояния.
           Зевок опосредованно повышает тонус всего организма, улучшает кровоснабжение сердца, легких, за счет напряжения брюшной стенки выталкивает кровь из печени. Польза зевка удваивается, если он сопровождается положительными эмоциями. "Если человек хорошо себя чувствует и зевает, — говорил академик П.К. Анохин, — то он еще больше увеличивает это хорошее состояние". А если человек натренирует это состояние, то он может даже не зевать, а просто вызвать его сознательно.
           В системе АГГС впервые найдено оптимальное сочетание различных вариантов положения языка и глотки при беззвучной имитации звуков для формирования определенного эмоционального отклика человека.
           4. "Слезы радости".
           Оптимально-гармоническое состояние умиления, радости, восторга — экстаза удачи. Ассоциируется с высоким человеческим состоянием — "радость со слезами на глазах".
           Физиологи считают, что плач — защитная реакция при стрессе. Со слезами выводятся гормоны стресса, которые, повысив общую сопротивляемость организма, при длительном накоплении начинают ему вредить, вызывая излишнее напряжение. Поэтому сдерживание слез в критических ситуациях, которого у большинства народов мира требуют от мужчин, ведет к болезням стресса (сердечно-сосудистые, злокачественные опухоли, язва желудка или кишечника и т.п.).
           При биохимическом анализе американским физиологом У. Фреем выяснено, что "эмоциональные" слезы содержат больше белка (гормоны имеют белковую природу), чем "нейтральные", образующиеся при чистке лука.
           Необходимо отметить, что слезы радости оказывают мощное воздействие на многие системы организма:
           а) меняют состояние поперечно-полосатой мускулатуры грудной клетки и сердца, отчего изменяется ритм дыхания и ритм сердечных сокращений;
           б) меняется гормональная среда организма, что ведет, в свою очередь, к изменению биохимического состава крови;
           в) снимается стрессовое состояние: сужаются сосуды головного мозга, вследствие чего уменьшается его кровоснабжение — эффект "самогипноза".
           В АГГС дается весьма эффективный способ вызывать у себя "радость со слезами на глазах". Закройте глаза, расслабьтесь, слегка сморщите нос, слегка поднимите брови. Мысленно пропойте высокий звук, представьте будто он рождается где-то у переносицы. Сильнее сморщите нос, сильнее поднимите брови. Представьте. что высота звука увеличивается, достигая самой высокой ноты. После такого упражнения у подавляющего большинства людей на глазах блестят слезы. Если они сумели держать поднятыми брови, у одних возникает более сильное; у других — менее заметное чувство радостного облегчения. Радостное ощущение еще сильнее, если это упражнение выполняется сразу после "зевательной гимнастики".
           5. "Аппетит".
           Оптимально-гармоническое состояние отличной усвояемости пищи, нормального обмена веществ и ассенизаторских возможностей организма — выброса шлаков.
           Аппетит — не голод, а аппетит — удовольствие.
           Чувство аппетита является непременным условием нашего здоровья. Люди, привыкшие поглощать пищу автоматически, почти никогда не испытывают чувство подлинного аппетита. А ведь его тренировка, как оказалось, позволит человеку обходиться меньшим количеством еды, причем с большим удовольствием. Произвольное усиление чувства аппетита ведет к тому, что пищеварительные соки не просто выделяются, а как бы фонтанируют. И не надо бояться, что желудочный сок переварит стенки желудка. Ведь эти стенки защищены непрерывным слоем слизи, который постоянно обновляется. Причем обновление слизи контролируется таким надежным ОТК, как наша нервная система. При произвольном усилении чувства аппетита наряду с субъективным ощущением голода происходит повышение интенсивности обменных процессов в организме. Оно выработалось в процессе эволюции, так как способствовало отысканию и добыванию пищи.
          Произвольное усиление чувства аппетита ведет к возбуждению расположенного в гипоталамусе нервного "центра питания" и торможение его "соседа" — нервного "центра насыщения".
           Исследования показали, что тренировка в произвольном усилении чувства аппетита приводит к такому же снижению содержания глюкозы в крови, как при голодании. Если же учесть, что голодание повышает чувствительность центральной нервной системы к различного рода психическим воздействиям, то станет понятным целесообразность применения в АГГС сочетания повышенного чувства аппетита с положительными эмоциями. Такое разработанное впервые в мире сочетание с успехом может заменить более длительную и не всем доступную психобиологическую тренировку, которая представляет собой сочетание голодания с гипнозом или самогипнозом.
          Лучшие врачи, специалисты в этой области, интуитивно умеют определять, что у одного человека — хороший обмен веществ, а у другого — отличная усвояемость. В АГГС эти тонкие психофизиологические состояния точно отобраны и сознательно передаются голосом, что делает их практически тренируемыми.
           Тренировка чувства аппетита — регулятор обмена веществ в организме, в свою очередь, чувство аппетита (удовольствия), сформированное на положительном эмоциональном фоне еще более его усиливает по механизму обратной связи.
           На начальном этапе можно тренировать чувство аппетита путем образного представления чего-нибудь очень вкусного.
          Чувство аппетита улучшает секрецию пищеварительных органов, способствует абсорбции и фильтрации питательных веществ в организме.
          Чувство аппетита нужно рассматривать не только в узком аспекте применительно к физиологическому процессу пищеварения — работе жесткой системы организма, но и как чувство аппетита — удовольствие в широком смысле слова.
        В любом роде деятельности человек должен получать удовольствие от своего труда. Растрачивая энергию на положительном эмоциональном состоянии, человек тренирует у себя правильные связи в организме на уровне психофизиологии. Причем восстановление энергии будет идти в том же оптимальном режиме. И наоборот, расходование и восстановление энергии с раздражением, неудовлетворением закрепляет патологические взаимосвязи в организме.
        6. "Улыбка".
        Улыбка, смех — веселый, радостный; оптимально-гармоническое состояние мира положительных эмоций.
        Все мы интуитивно чувствуем, что хорошая, добрая улыбка снимает усталость. Это происходит потому, что она растормаживает натруженные связи в организме. Улыбка помогает человеку переключаться на другое состояние.
        Улыбка, с одной стороны, усиливает расслабление мышц лица, а с другой — создает импульс положительных эмоций, которые направляются в уже достаточно подготовленную для восприятия кору головного мозга на фоне парадоксальной фазы. Положительно-эмоциональное действие улыбки еще более усиливается упражнением "слезы радости" в сочетании с упражнением "звук на самой высокой ноте" и ассоциацией яркого солнечного луча. Так формируется волна оптимального гармонического состояния: на фоне релаксации от имитации зевка через улыбку к высокой ноте в области переносицы.
         Важно, что улыбка не только рождается удовольствием, но и рождает его по принципу обратной связи.
        Откровенный веселый смех дает возможность более активного дыхания.
        Оптимистический настрой, подкрепленный сеансами "смехотерапии" (метод лечения, известный на протяжении многих веков), помог американскому писателю Норману Казинсу излечиться от тяжелой формы коллагеноза с анкилозирующим спондилитом (процесс разрушения соединительной ткани позвоночника) — болезни, при которой шанс на выздоровление врачи оценивали как 1:500. И как тут не вспомнить слова знаменитого ученого Сиденгена: "Прибытие паяца в город значит для здоровья его жителей гораздо больше, чем десятки нагруженных лекарствами мулов". Интересно, что в США при отборе кандидатов в астронавты специально проверяют: умеет ли кандидат шутить и обладает ли он чувством юмора.
           Человек всегда интуитивно стремился и стремится получить это приятное состояние через искусство.
           АГГС, идя сознательным путем, дает возможность почувствовать это состояние каждой клеточкой тела, поэтому психофизиологический эффект его воздействия во много раз больше.
           7. Состояние "звука на самой высокой ноте".
           Мысленная подача в область переносицы звука на самой высокой ноте; высшее образное духовное оптимально-гармоническое состояние, которое является синтезом всех предыдущих. Здесь происходит как и при "у" микромассаж внутренних полостей голосового аппарата за счет фонации диффузной высококачественной фонемы, но при переднем и верхнем положении языка.
           Состояние "звука на самой высокой ноте" увеличивает диапазон восприятия через вторую сигнальную систему в верхнем регистре.
           Вызывающий "слезы радости" высокий звук ассоциируется с чем-то светлым и ярким, например, с солнечным лучом.
           Это состояние, как и все предыдущие, является компонентом переключения организма на функционирование в режиме "второго дыхания".
           Все эти состояния передаются образно точно голосом, визуально (мимикой, пантомимикой) и чувственно руководителем занятий. В процессе восприятия и сопереживания эти состояния погружают человека в фазу высшего состояния сознания, которая является вторым порядком человеческих возможностей.
           Сформированное путем сочетания семи основных элементов АГГС оптимально-гармоническое состояние может быстро исчезнуть, если не научиться его закреплять. Закрепление это достигается с помощью физических упражнений. Во время сеанса воздействия выполняются 23 подстилающих гимнастических упражнения, которые позволяют закрепить основные эмоциональные состояния каждой клеточкой организма.
           В принципе, можно использовать любые упражнения, так как они являются не основополагающими, а лишь вспомогательными элементами.
           Практика показывает, что наилучшие результаты в закреплении эмоционального состояния достигаются при выполнении статических упражнений, взятых из хатха-йоги. Это неудивительно. Ведь позы, при которых происходит напряжение строго определенных групп мышц при одновременном расслаблении остальных, способствуют концентрации внимания на определенных органах, как бы прокладывая к ним "рельсы". А уже по этим "рельсам" к органам направляется "тепловоз" положительных эмоций.
           Выполняя позы, нужно обязательно стремиться сохранять при этом предварительно сформированное образное духовное оптимально-гармоническое состояние. Наиболее трудно это бывает сделать при выполнении поз, связанных с болевыми ощущениями; эти позы надо выполнять сначала приблизительно, т.е. в тех пределах, которые не допускают появления болевого импульса. Тогда в процессе тренировки положительные эмоции постепенно вытесняют чувство боли. Согласно теории, которую разработали американские ученые Р.Мелзак и П.Уолл, положительные эмоции как бы закрывают "болевой шлагбаум" в сером веществе спинного мозга. Так в процессе занятий АГГС формируется способность произвольно снимать у себя не только плохое настроение, но и чувство боли.
           Таким образом, АГГС впервые в мире позволяет не только формировать у себя образное духовное оптимально-гармоническое состояние, но и произвольно концентрировать его в нужном участке тела, используя для этой цели рефлекторные пути между различными мышцами и органами.
           АГГС практически учит человека сознательному улучшению своей природы по новому принципу: "От душевного равновесия к физической силе и жизненной энергии тела — как залогу здоровья".
           В конце каждого занятия произносятся сжатые формулы потенциации внутренних сил биоэнергетики организма, и затем идет заключительная формула мобилизации сил к активной и продуктивной деятельности на основе убежденности в самоценности и гармоничности каждой личности.
    © Институт "Культура — Искусство — Здоровье"