назад
Одна из творческих встреч в начале "перестройки". А.В.Бояршинов употреблял этот термин еще в начале 80-х, имея в виду глубинную духовную созидательную перестройку самого человека.

 

"ЗДОРОВЬЕ — КОЛЛЕКТИВНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА "
(Выступление в Институте экономики АН СССР, 1987 год)

    А.В.Бояршинов: С чего я хочу начать? Вот вам прочитали, что написано про Актерскую Гимнастику журналистами, докторами, кандидатами медицинских наук. Но я все-таки стою на том, что пора показывать человека в сравнении. Мы все измеряем в сравнении. А почему мы это не показываем?
    Открыт обязательный нравственный закон сохранения равновесия человеческой природы, то есть гармонии.
    Что я могу вам напомнить? Человеку, человеческому сообществу, сколько оно себя помнит, всегда нужно было защищать себя. Защитную линию мы приобретаем и от среды, и она генетически в нас заложена. Так как человеческое сообщество все время защищало себя — защитное свойство все время накапливалось. В данное время, в связи с тем, что телевидение, кино стало передавать защитные возможности (вся деятельность человека в кино этим пронизана) — защитное свойство человека перешло линию гармонии.
    Где это каждый чувствует? Что вам можно напомнить? Даже на кухне мать с дочерью не могут уже поделить свои взаимоотношения. Самая основа основ любого человеческого сообщества — семья. А в семье у нас давно уже необъявленная война идет. Между детьми, между отцами и сыновьями, матерями и дочерьми. Вы с этим согласны? Мы не откровенны. Мы не можем уже со-су-щес-тво-вать! И все об этом молчим. Это беда.
    Я, думаю, понятно объяснил, что защитные свойства человека перешли линию гармонии. Вот и начинается самое главное... Наука человеческая о психологии накапливает глобальное количество информации. Видит, фиксирует, отбирает, накапливает и констатирует, что человек — "такой". Какой? Защитное свойство перешло уже линию гармонии, и психология констатирует это. Подумайте, как это серьезно, как это просто, и как человеку над этим уже вчера нужно было работать.
    В чем же заключается, собственно говоря, Гимнастика (Актерская Гимнастика Гармонического Совершества (АГГС) — прим. ред.)? Что она дает человеку по этому поводу? Мы знаем, что отрицательные стрессовые состояния несут болезни. Очень много в мире работ по стрессовым отрицательным состояниям. А работы по стрессовым положительным состояниям? Кто слышал об этом? Упоминания в науке есть. Рекомендаций очень много. И вот впервые в мире...
    Меня курировал один из научно-исследовательских институтов... Они сказали мне, что по этому вопросу, то есть, что я делаю, как я провожу Гимнастику, как ее несу людям — аналогов пока что за рубежом нет. Это они мне сказали. Почему я говорю об этом? Это был закрытый институт. Наверно, они интересовались вообще возможностями человека. Вот они и установили, что по положительным возможностям — я первый в Советском Союзе экстрасенс. (С улыбкой.) Это вас устраивает? (Оживление в зале.)
    К сожалению, они изучали то, что я делаю, но меня непосредственно не привлекали. В психологии сколько отобрано, сколько накоплено, сколько они видят, сколько они фиксируют — и констатируют, что человек "такой".
    Вот я вам сейчас напомнил, и вы сами каждый про себя знаете, что необъявленная война уже почти в каждой семье идет. Почему разводы? Почему девушка выходит замуж и через месяц уже чувствует, что это не то, что ей нужно было. Почему? В чем дело? Вот, оказывается, как серьезно, когда защитные свойства человека переходят линию гармонии.
    Итак, я вам сказал: с одной стороны — стрессовые отрицательные состояния, с другой — стрессовые положительные состояния. Каждый из нас где-то это немножечко представляет. А что такое созидательное свойство человека? А что такое защитное свойство? А что входит в защитные свойства человека? Давайте вместе перечислим, что входит в защитные свойства человека: гнев, страх, неприязнь, раздражение, неудовлетворение, агрессивность, жадность... Глупость — я уж и не знаю куда относится. (Смех в зале.) Я просто напоминаю. Здесь много перечислять можно. Давайте перечислим созидательные свойства человека: радость, доброта, откровение, доверие, самопожертвование. Любовь — обязательно.
    Что такое любовь? Почему бесконечное стремление к этому в каждом человеке заложено? Каждый хочет быть любимым. Обязательно. Оказывается, это в первую очередь — откровение, доверие, уважение достоинств и исправление недостатков.
    А что получается, если защитное свойство увеличивается в человеке? Для того, чтобы победить противника, мы ищем его недостатки. Иногда близкие люди так обижают друг друга, потому что очень хорошо знают недостатки ближних своих. Я просто такие вещи, которые мы "съели", напоминаю.
    А если показать созидательные свойства человека и защитные свойства человека? Где-то мы подсознательно их знаем. А если их взять и показать в сравнении? Несколько человек с разными состояниями. Оказывается, каждый из нас, не только я, это увидит. Мне понадобилось очень много лет, чтобы я понял. И вижу я это в каждом, и помогаю людям, пользуясь этим. Но, оказывается, этим владеть может каждый человек, то есть осознанно видеть и те, и другие состояния. Потому что они настолько полярны, когда в сравнении покажешь, что всем сразу станет ясно.
    Вот впервые в мире я при помощи стрессовых положительных состояний передаю свою натренированность. Как просто. Но специально хочу подчеркнуть: главный смысл не в стрессовых положительных состояниях — они лишь помощники, средства, при помощи которых я передаю свою духовную натренированность, свою натренированную духовную структуру. В этом, так же как и во всем, нужен педагог. И кому нужен плохой педагог? Так же, как и во всех трактатах йоговских написано: нужен гуру. А зачем нужен гуру? Гуру нужен для того, чтобы он, как человек, который уже выше, чем другие, передавал свое натренированное состояние.
    Где еще мы это знаем? Оказывается, все мы давно это знаем. Большой актер... Их — единицы. Это — интернационально. В любой стране большой актер почему-то изменяет зал. Мы видим. Нам по телевидению показывают, что вдруг зал за какие-то считанные минуты становится другим.
    Я напомню передачу "От всей души". Помните? Вот Леонтьева Валентина Михайловна. Другие дикторы пробовали — не получается. Только у нее получается. Через двадцать минут там уже сидят другие люди. Что она передает, как человек? Там будут французы сидеть — все равно они все перестроятся. Или Олег Янковский, творческий вечер — очень наглядно. Люди оказываются тоже перестроены, но перестроены уже по-другому. Если Леонтьева одно состояние передает, то Олег Янковский передает другое. Если я вам немножечко покажу, наверное, каждый по памяти вспомнит. Он передает добрую иронию, а потом уже многогранность своих взаимосвязей. Но у него натренирована добрая ирония больше, чем у других. Это немножечко понятно, или не совсем? Без вашего понимания зачем же я нужен. Ведь то, что это нужно вам, вы должны понять сами.
    В будущем человек начнет потихонечку понимать, что созидательные состояния ему просто необходимы для здоровья. Что же он — защитными состояниями перестанет пользоваться? Нет, будет пользоваться. Но он не будет носить их в себе постоянно. Даже если они годами натренированы.
    Ведь защитные свойства человека, в отличие от созидательных, требуют большей отдачи, большей затраты энергии. Человек не успевает восстанавливаться. Это понятно объясняю? Созидательные состояния дают нам больше сил, больше оптимизма, больше хорошего настроения и так далее.
    Я еще раз напоминаю. Есть теперь у нас, у человечества закон. Обязательный закон нравственного сохранения равновесия человеческой природы, то есть гармонии. И этим человек быстро может воспользоваться.
    Большой актер изменяет зал. Но это не просто изменение настроения, а огромная перестройка — раз мы видим, что сидели одни люди, и они стали другими. Это огромная перестройка, но нам, к сожалению, ее ненадолго хватает. Почему? Ведь это нам нужно. Оказывается, собственная натренированность, за годы приобретенная, сильнее. Она быстренько возвращает человека обратно.
    А вот Гимнастика, которую я провожу, помогает быстро человеку перестроиться и закрепить созидательное состояние. И если нужно — натренировать. Оказывается, духовное, также как и физическое, поддается тренировке.
    Ну вот вы посмотрели большого актера. Перестроились. А кто замечал за собой эту перестройку? Что он был перестроен, кто замечал? Есть ли среди вас люди, которые чувствовали, что они перестроены? Тут начинается самое основное. Оказывается, если искусство не несет перестройки, то оно не нужно. Но какой перестройки?
    Вот здесь вступает Станиславский, очень большой психолог, наш современник. А психология, и наша, и мировая не признают его психологом. Человек поставил сотни комедий, трагедий, драм, водевилей, опер. Сочетание актерского дарования, сочетание взаимоотношения в каждой драме, в каждой комедии, в каждом водевиле. Как человек глубоко нравственный, наверно, Станиславский лучше других представлял себе, что такое человек. Я просто напоминаю. Слава Богу, он признан миром. Говорят — это система. Нет. Я утверждаю: Станиславский — это не система, это — Учение.
    В чем же заключалось его Учение? Оказывается — просто. Если у тебя нет творческого состояния на сцене, то ты не имеешь права работать в искусстве. Искусство начинается тогда только, когда человек на сцене передает творческое состояние. А что такое творческое состояние? — Созидательное. Так просто. Значит, без созидательного состояния нет искусства. Воздействие защитными свойствами — это искусство, или не искусство? Многогранность психологических, философских взаимоотношений на сцене — все это остается. Все это нам просто необходимо. Но творческое, созидательное состояние — в первую очередь.
    Если человек-актер играет отрицательную роль... Если он сам творческий, созидательный человек, то играя отрицательную роль, он же не идет с этой отрицательной ролью и отрицательным состоянием домой. Зачем же... Находя в себе отрицательное состояние, во время репетиции, он одновременно находит возможность адаптировать, снимать его после. И так как амплитуды отрицательного на сцене всегда выше, если актер -творческая личность, то это состояние отрицательное тоже помогает нам жить. Оно помогает в ситуациях жизненных, если встречаются похожие отрицательные ситуации. Помогает их адаптировать. Потому что на сцене уже человек нам показал, что это можно адаптировать. Нам отрицательное, как и положительное пока что нужно, необходимо, никуда мы от этого не уйдем.
    Вот театр. Ну и конечно многогранность психологическая, философская остается. Но основа: сначала ты принеси человеку творческое, созидательное состояние, а потом только отрицательное или положительное.
    Что такое театр? Это отрицательная и положительная команда. И многогранность взаимоотношений (отрицательных и положительных) должна нам дать созидательную позицию. Согласны со мной? Если театр не дает созидательную позицию — нет и искусства. Это Станиславский.
    А вот теперь, благодаря Гимнастике, человек очень быстро может перестроиться и сам потихонечку закрепить, быстро натренировать новое здоровое и не носить отрицательное состояние. Вот как просто и серьезно.
    Я думаю, что мои ученики, если я что-то недосказал, добавят. А сейчас я прочитаю несколько стихотворений. Что такое творческое состояние? Если берем стихотворение и начинаем читать, что мы туда вкладываем, актеры?
    Голос из зала: Душу.
    А.В.Бояршинов: А что такое душа? У всех есть душа. У кого ее нет? Значит, у него какая-то другая душа, а у Вас другая? Оказывается, у всех душа и многогранность духовного... Тут миллиарды нейронов. Каждый человек ни на кого не похож. Дарвин подошел к тому, что каждое лицо имеет очень много оттенков неповторимых. Каждое. Павлов подошел к тому что такое условный рефлекс. В основном. Но, оказывается, большой актер сопереживанием вызывает столько условных рефлексов… и поэтому так здорово перестраивает. Мы сотканы из чувств.
    Педагогика. Много написано рекомендаций, упоминаний... Преподавать сердцем... Вы, наверное, видели телепередачи о педагогах-новаторах? Волков, Шаталов, Амонашвили. Против них выступали психологи, говорили умные вещи, что это было сказано таким ученым, а это было сказано таким ученым. Помните? А зрители на них смотрят, как на идиотов. Что ты, мол, сюда пришел. Вот педагог, а не ты.
    Что такое сердце? Что такое душа? А что такое сопереживание с детьми? А что такое играючи, увлеченно преподавать? А можно ли это при помощи Гимнастики быстро педагогам натренировать? Можно. И очень быстро.
    Можно, оказывается, передать эту возможность точно голосом. Если у тебя это есть, если ты точно можешь в себе это найти, и если у тебя это натренировано. Быстро можешь другому передать, и он тоже быстро натренирует. Но надо иметь. Вот трудность Гимнастики. Большим актером очень непросто стать — надо иметь более высокое творческое состояние, а потом отдельные взаимосвязи, сложности, многогранности человеческих отношений. Но передавать надо то, что нужно людям.
    Беда в том, что психологи во всем мире только констатируют то, что есть. Никто не знает как это изменить. Никто искусством не занимается. Сейчас существуют две культуры: научная культура и художественная культура. Начинаются только разговоры об институте человека, что надо искусство и науку соединять.
    Ведь это просто трагедия человеческая. Добро и зло гарантируются. Пожалуйста, человек, бери, или то, или другое. А не выйдет ли так, что зло все-таки победит? Зло может победить, если человек будет идти от защитных свойств своих. Потому что это подтверждается средой. И все больше люди не находят контактов между собой. Даже родные люди не находят. Уж что роднее: мать с дочерью, муж с женой — у всех уже идет необъявленная война.
    Как серьезно то, что я делаю. Говорите другим. Есть обязательный закон сохранения равновесия человеческой природы или гармонии. Напоминайте другим. Есть. И можно показать.
    Мы берем от природы и высокое отрицательное, потому что это нужно нам для защиты, и высокое положительное. Здоровье — коллективное состояние человечества. Но есть еще более сильное — биологическая необходимость. Биологическая необходимость еще сильнее, чем коллективное состояние здоровья. Оказывается, и с этим человек может справиться. И очень быстро. А пора уже наступила.
    Дорогие товарищи, я все-таки не лектор. Я просто автор. Я разговариваю. Я об этом думаю и передаю то, что думаю. Каждый из вас включает свое видение окружающей среды и начинает соображать, думать. Невольно идет мысль. Как вы это делаете? Вы включаете... Вот у вас сразу включился интерес: "А как этим заниматься?" Как это произошло?
    Голос из зала: Действительно, как можно позаниматься Вашим аутотренингом?
    А.В.Бояршинов: Аутотренинг — это мелочь, хотя тоже помогает. Я не о том сейчас говорю. Оказывается, когда человек слушает другого по телефону, в разговоре, со сцены, или по телевидению — он включает свое видение мира и начинает чувствами сопоставлять в сравнении — что он видел, как он видел. А если он начинает говорить? Оказывается, он что-то другое включает. Подумайте. Ведь когда мы говорим, то что-то другое включаем. Самое основное: когда человек говорит, то все время меняет свое и духовное, и физическое состояние.
    Наука к этому подошла. Наука может даже измерить волевое усилие. А вот какое? Защитное или созидательное? Отрицательное, или положительное? Пока что этого наука совершенно не знает.
    А.В.Бояршинов: И вот я вам сказал, что когда человек говорит, он все время меняет свое духовное и физическое состояние. Датчики показывают. Их прикрепляют к голове, к телу. И когда вы говорите, самописцы показывают, что мы меняем и духовное, и физическое состояние.
      Слова, музыка — все это технические приспособления. Какие ты выразишь чувства, человек, — вот что самое главное. А у нас что? Лингвисты, фонетики, филологи — самое главное — следят за артикуляцией. А за смыслом, что мы, как люди передаем, кто следит? Это вроде бы должно быть само собой.
      И вот здесь у человечества накопился огромный вакуум. Информации глобальное количество человек накопил. А вот понять и почувствовать, чтобы это стало его собственностью духовной — здесь огромный вакуум. Запомнить мы можем, а вот понять, почувствовать... Также как и учение Станиславского. Говорить мы все можем фразами. А вот быть такими... Бумага не помогает нам это приобретать. Мы просто запоминаем, мы просто пользуемся. И здесь у человечества накопился огромный вакуум. Поэтому нравственная сторона деятельности у человека очень быстро летит. Плохо всем. А наука это только фиксирует.
      Но теперь появилась возможность. Оказывается, можно очень быстро получить перестройку от человека, имеющего очень высокую творческую натренированность. Этим человечество пользовалось тысячелетиями, но только сейчас впервые можно делать это сознательно...
      Я думаю, что остается вам показать и прочитать несколько стихотворений. Я возьму и любое из этих стихотворений прочитаю на другом состоянии. А что получится? Никто в мире еще этого не делает. Да, я специально вам покажу, почему так прочитал. Тогда начнет человек понимать, что само состояние очень много значит. А слова, музыка, живопись... Что они? Если есть — передают. А если нет?
      Но еще вот что. Сильное защитное тоже может передать и писатель, и драматург, и музыкант, и театр. А сильное созидательное, сильное творческое? Начнет человек понимать разницу. Что ему нужно? Зачем мы в театр ходим? Театр нам должен помогать жить, а не разрушать нас, наших детей, наших внуков. А он пока разрушает. Сильное воздействие защитное разрушает наших детей, внуков. Зачем?
      Ну, на каком состоянии прочитать вам стихотворение? Говорите, какое состояние, и я сейчас прочитаю. Можно одно и то же стихотворение прочитать на одном состоянии, на другом и на третьем. "Не будь смешным..." Я возьму состояние "слезы радости, слезы умиления" и прочитаю.
      
     "Не будь смешным,
      Не лезь из кожи,
      Не притворяйся бодрячком.
      И не старайся быть моложе —
      Будь молод в возрасте своем!"
      
      Прочитано стихотворение? А смысл? Видите, как изменился смысл. Состояние человека очень много значит. А теперь я это стихотворение возьму и прочитаю на сексуальном состоянии. Ведь смотрите — все время это сексуальное состояние передают нам певцы. (Показывает. Смех в зале.)
      Смотрите — оно очень сильное! Человек фиксирует, что это состояние помогает нам забыть обо всем. Ведь видите, как серьезно. Почему молодежь так стремится? Это состояние самоутверждения. А самоутверждение — это защитное. Мы до такой степени самоутверждаемся, что в семье не можем наладить взаимоотношения. (Показывает.) Кто хочет, чтобы у него мать вот такая была, или чтобы отец такой ходил? Кто хочет? А со сцены нас огуливают этим все время! И все молчим. Со сцены нас огуливают каждый день, и нам еще где-то нравится. Да должен человек это понять!
      Этим состоянием человек будет пользоваться еще лучше, но тренировать отдельно его нельзя. А пользоваться будет он еще лучше. Потому что само состояние продолжения рода, когда женщина должна творческое состояние передать будущему ребенку — вся мечта ее, вся возвышенная часть души. У нас мать одна. И у мальчиков, и у девочек. Она должна это передать. А вот состояние защитное, если оно тренируется, передает другое. Вспомните, женщины, когда у вас бывает накал, что с вами происходит?
      Значит, раз со сцены это показывают, можно и мне? Ну я сейчас затрону! Я же ведь сильный человек. Так затрону всех женщин! Да, передается это состояние. Но мы должны понять, почему я это показываю. Cмотрите — слова одни и те же, а смысл совершенно летит. Он поет, как на тракторе хорошо работать, а передает сексуальное состояние. Ну что же это такое! Это же дикость! А мы все кушаем, как будто бы так и надо. Вот видите, приходится напоминать, как это серьезно. Потому что слова должны отображать твое видение мира. Вот тогда только правильно. Поэтому слова, музыка, все, что в искусстве создано, должно наше созидательное содержание передавать.
      Мы видим, что Михаил Сергеевич Горбачев перестроил зал. Видим по сравнению с другими. Но насколько этой перестройки хватает? Старые взаимоотношения, старые взаимосвязи — и перестройка кончается. Ведь мы же это наблюдаем. Но все мы чувствуем, что все-таки перестройка должна произойти. Где-то подсознательно мы стремимся к этому. А это, оказывается, очень серьезно для здоровья.
      И вот есть уже открытие. Еще раз напоминаю — есть. Обязательный нравственный закон сохранения равновесия человеческой природы, то есть гармонии. Я думаю, что Михаилу Сергеевичу Горбачеву вот как это нужно знать, потому что у него тоже есть дети, внуки. А вот когда он об этом узнает? Как трудно новое... Как трудно это пробивается.
      Чувствую, что некоторые против, чтобы я сексуальное состояние показывал. Или за? Показать?
      Голос из зала: Только потом снять.
      А.В.Бояршинов: Вот он напоминает. Он знает, что я еще и снимать умею. Но я не буду показывать. Вы поняли, а я показывать не буду. Самое главное, чтобы вы поняли. Но снимать, оказывается, это состояние тоже можно. И лучше всего это делать будет женщина. Может этим женщина владеть? Может. Когда нужно — пожалуйста, одно. Когда нужно — другое. Но нужно научиться, натренировать. И если один человек овладел этим — он может быстро научить других. Быстро — вот ведь в чем прелесть! Подумайте, женщины, как это серьезно. Думаю, что я достаточно уже рассказал. Теперь дополнят меня мои товарищи. Спасибо.
      Голос из зала: А можно ли сейчас позаниматься Вашей Гимнастикой?
      А.В.Бояршинов: Для того, чтобы заниматься Гимнастикой, нужно подготовленное помещение, форма тренировочная. Нужно чтобы я два-три часа подготовился. Это ведь так непросто. Я очень много отдаю. Это страшно тяжелый труд. Вы много получаете. Вот женщины мне рассказывали. Одна еле добралась до Гимнастики, а с Гимнастики пришла, еще переделала столько дел. Вот что такое Гимнастика. Как изменение состояния помогает совершенно по-другому ощущать себя в жизни. Поэтому мне нужно быть готовым, подготовиться.
      Вы попробуйте официально меня пригласить. Будем заниматься. Вы посмотрите, как вам будет легче работаться.
      А.А.Белошапко: Я могу подтвердить. Однажды я попросил Алексея Васильевича помочь мне с экзаменом. Предстоял очень трудный экзамен по специальности, огромный объем материала. Алексей Васильевич сказал, что поможет: "Все, что когда-нибудь читал, слушал, думал о чем-то — вспомнишь, что нужно. А если не читал и не слушал, то не вспомнишь. Чудес не бывает." И, действительно, мне запомнилось не только то, что экзамен успешно прошел. А то, что после экзаменов я чувствовал себя прекрасно, хотя перед этим две ночи не спал, старался как можно больше прочитать. И после не потребовалось никакой компенсации за две бессонные ночи. Отличное было настроение, отличное самочувствие. И всего час подготовки.
      А.В.Бояршинов: Я еще раз напоминаю: зарядка, бег трусцой, аутотренинг, голодание, вегетарианство — все виды, которые человек уже использует — что они должны нам давать? Они должны нам давать оптимальное состояние.
      В чем прелесть Актерской Гимнастики? Сначала оптимальное состояние более высокой саморегуляции, а потом закрепить физическим упражнением. Это шестнадцать лет я доказываю. Этот способ в сто раз быстрее. Нет ничего лучше того, что я делаю. Потому что все рекомендации науки, физкультуры, искусствоведения не помогают уже. Вы что, думаете, там глупые люди сидят? Смотрите, какое там глобальное количество информации полезной, нужной мы слышим. Лекции нам читают. Но уже ничего нам не помогает. А это помогает и очень быстро.
      Вот женщина, например, разве не хочет быть красивой. Кто не хочет быть красивой? Оказывается, улучшается даже вот эта заметная сторона. Послушайте, что вам расскажут о женском состоянии.
      Е.А.Каткова: Давайте начнем с рождения и воспитания детей. Как сейчас обстоят дела в этой важной области? Есть плавание грудных детей, есть роды в воду. Стали в поликлиниках бассейны делать. Общая атмосфера к тому идет, что мы стали задумываться об этом, и понимаем, что многое упущено.
      У нас в стране сейчас рождается 95% физиологически незрелых детей. Есть профессор Аршавский Илья Аркадьевич, заведовавший лабораторией возрастной физиологии. По его статистике, за последние 20 лет этот процент вырос на 20%. Если 20 лет назад было 75% процентов, то сейчас 95%.
      Называется очень много разных причин — экологические, трудовая деятельность, негармоничная для женщин и т.п. Но тут можно возразить. Например, у некоторых африканских племен есть обычай: переноской тяжестей занимаются исключительно женщины, и при этом они прекрасно рожают и не теряют женственности. Физически тяжелую работу, как основной фактор неблагополучного положения, никак нельзя назвать. Опять же, если посмотреть, что пишет наша пресса. Например, в "Литературной газете" была статья Ларисы Васильевой "Живая женская душа". Выдвигались социальные причины: эмансипация и т.п. Предлагается, чтобы у женщины было много свободного времени, и тогда все станет хорошо.
      Но опять же, жизненная практика показывает, что не в этом дело. Наши мамы и бабушки не имели ни декретных отпусков, ни больших больничных листов, ни возможности укороченного рабочего дня. А количество физиологически незрелых детей (физиологическая незрелость — не уродство, это просто не стопроцентная готовность ребенка к жизни) растет в наше время, несмотря на то, что у нас материальные блага объективно улучшаются. Значит, есть какие-то другие причины.
      Вот Алексей Васильевич и стал задумываться над этой проблемой. Потом несколько женщин, кто давно занимается у него, тоже начали работу над этим вопросом.
      Если не экологическая, не социальная, то какая причина? А.В.Бояршинов говорит, что здоровье — это коллективное состояние человечества. Вот здоровье женщины — это тоже коллективное состояние всех женщин.
      Мы все как переливающиеся, сообщающиеся сосуды. Если одна "заведенная" женщина приходит на работу (мы сейчас подходим к фактору передачи эмоционального состояния) — что дальше будет? Мы все знаем, не надо углубляться. Но ведь есть же и другое.
      Тот же Илья Аркадьевич Аршавский еще в давние-давние годы писал, что существует так называемая доминанта беременности. Что он имел в виду? Когда беременная женщина приходит в коллектив, у нее более одухотворенное, более высокое, более спокойное по-философски состояние. И весь коллектив начинает работать более продуктивно, более спокойно, и взаимоотношения между людьми становятся намного лучше.
      Вы сейчас часто наблюдаете такую ситуацию?... Видите. Крен в сторону ухудшения наших чисто женских состояний сильно нарушен. Алексей Васильевич упоминал: аппетит, улыбка, слезы радости, состояние после доброго сна, зевок — эти состояния испытывают все люди — и женщины, и мужчины, и младенцы, и старики. Но материнское состояние или состояние "нравиться" — это чисто женские состояния, которые мужчина в силу своей природы не может передавать, не может чувствовать. Он может только наблюдать и фиксировать. Поэтому А.В.Бояршинов побуждает нас, женщин, думать и работать над женскими духовными состояниями.
      Я начала с материнского состояния. В материнское состояние входит создание ребенка, начиная с зачатия, потом беременность, роды, воспитание.
      В каком состоянии начинается жизнь, в каком состоянии зачинается ребенок? Есть народная поговорка: "В любви дети красивые". Создавая своего ребенка в состоянии любви, женщина в момент зачатия передает ему свою мечту и как следствие — более высокий уровень саморегуляции.
      Мы стремимся, чтобы дети наши были более красивыми, здоровыми, и это стремление мы подсознательно передаем. Так вот, сейчас эта структура существенно нарушена. Почему? Мы знаем, что когда человек ест механически — это уже нарушение гармонии, это приводит к нездоровью. А если человек начинает тренировать, искусственно увеличивать сексуальное чувство, например, при помощи рок-музыки (выделенные низкие частоты, которые воздействуют на человека)? Когда молодежь и того, и другого пола начинает культивировать это состояние, т.е. начинает заниматься обжорством этого состояния, идут потоки сексуального состояния, а любовь пропадает.
      Человек начинает не любить, а "балдеть". А это земля и небо. От "балдения" рождается балда. Ребенок может родиться физически здоровый, хотя это тоже большой вопрос, но, извините, об интеллектуальных, творческих способностях говорить не приходится. Получается следующее: когда женщина высоко духовно настроена во время зачатия ребенка, то даже если имеются генетические болезни, она может отобрать лучшую комбинацию. И, напротив, если изначально иметь абсолютно здоровую природную генетику, но при этом иметь больное духовное состояние, то оно переходит на уровень генов. Мы говорим: алкоголики у алкоголиков рождаются. Почему? Потому что "балдение" в момент зачатия переходит на уровень генов. Так значит уже мы — не какая-то там десятая бабушка в нашем колене, которая была больна — а мы, матери, закладываем неправильную генетическую информацию. И сейчас это делается повсеместно.
      Результат, пожалуйста — рождается 95% детей, не готовых к жизни. Причем 95% было два года назад, скоро уже до ста дойдет — дальше некуда.
      Мы поговорили о доминанте беременности. В это время женский организм начинает работать на двоих. Женщина обязательно мечтает, какой будет ребенок. Состояние созидания, творчества в ребенка вкладывается. Но часто вы видите сейчас беременных, у которых такое состояние?
      Писалось, что беременность — обоготворенное состояние. Женщине создавали специальную обстановку, чтобы ей было лучше, ее больше уважали, заботились. Она сама становилась красивой, одухотворенной. Если мы находимся в этом состоянии, то ребенок моментально его "фотографирует". Ребенок "фотографирует" всю нашу беременность.
      Можно прибавить информации, можно ребенка многому научить, но талант, красоту, доброту необходимо закладывать уже во время беременности. И если вы во время беременности ходите злые, то ваш ребенок не будет получать хороших качеств.
      Этот вопрос можно было бы отнести к морально-этическим проблемам. Но каждое состояние наше — совершенно определенный биохимический, биопсихический процесс. И если беременная находится в доминанте беременности, в состоянии созидания — это одно. А если мы находимся во время беременности в сексуальном состоянии? Нигде в животном мире это не присутствует, только у человека. Получается такая картина: если женщина совершенно другие процессы у себя тренирует, то уже на физическом плане ребенок может родиться физически больной.
      Дальше. Про роды не будем подробно обсуждать, потому что это отдельный вопрос.
      Вы понимаете, что от эстрады можно такого наслушаться! Сейчас гармония сильно нарушена. И по телевизору не мешало бы вместо аэробики каждый день показывать красивую беременность. Было бы в сто раз здоровей. Понимаете, опять я говорю, это можно было бы отнести только к проблемам этическим, если бы это не отражалось на здоровье наших детей.
      Декретные отпуска дают, материальные условия наши улучшаются, а детей мы рожаем все хуже и хуже. И получается, что "не в коня корм". Можно еще раз улучшить материальные условия, можно женщину безвылазно посадить дома, а детей все равно здоровых она рожать не будет. И проблема не будет решена, пока мы серьезно не задумаемся над тем, как мы это делаем, в каком состоянии. Потому что это основа основ.
      Женщина может очень много трудиться, может очень много успевать, заниматься интеллектуальной творческой деятельностью, делать еще на порядок больше дел, чем сейчас она делает, и при этом быть здоровой, удовлетворенной.
      По многолетней давности статистике ЮНЕСКО каждая вторая женщина имеет женские заболевания. А поскольку эта статистика ЮНЕСКО многолетней давности, то сейчас, наверное, уже каждая женщина больна по-женски.
      Сейчас только единицы актрис интуитивно показывают нам гармоничные состояния.
      Дальше — воспитание ребенка. Мы говорили — материнское состояние. Нам кажется, что мы просто находимся в каком-то настроении. Оказывается, не в настроении, а в состоянии. Что такое в воспитании материнское состояние? Обязательно между всеми детьми разделить поровну, честно. Когда женщина общается с детьми в материнском состоянии, она хочет, чтобы все дети были хорошие.
      Если женщина находится в другом состоянии, в защитном, то она совершенно по-другому и думает, и чувствует, и поступает. А нам кажется, что это просто разное настроение. А на самом деле это разные взгляды на мир: как смотрит мать, и как смотрит женщина в состоянии самоутверждения. Это — земля и небо, это — противоположности. Оказывается и то, и другое женщине нужно. В определенные моменты женщина должна переживать эти состояния самоутверждения. Но ведь мы сейчас начинаем самоутверждаться и со своими детьми, в состоянии раздраженности, агрессивности. И активная агрессивность, которая непосредственно выливается, и пассивная агрессивность, когда нас что-то гнетет, давит. А потом удивляемся, почему сейчас практически все дети, а уж молодежь и подавно занимаются онанизмом. Откуда ребенок это может получить? От женщины.
      Вот бывают такие случаи, когда на лекции женщины задают вопрос: "У меня годовалый ребенок, он занимается онанизмом. Что делать?"
      Оказывается, когда мать находится в сексуальном состоянии самоутверждения, это состояние подталкивает ребенка к онанизму как следствие.
      Ребенок и мать одно целое до 14 лет, когда ребенок начинает собственное биологическое развитие, "отпочковывается" от матери. В каком духовном состоянии мы находимся, в таком находится и наш ребенок.
      Если мы думаем о тряпках, о взаимоотношениях на работе, а хотим чтобы ребенок рядом музыкой занимался — извините, ему это не под силу. Если мы сами думаем о творчестве, то тогда и ребенок рядом с нами будет заниматься музыкой. Невозможно и неэтично думать о взаимоотношениях с мужем, с соседкой, о том, где что достать, а с ребенка требовать, чтобы он творчески занимался.
      Что же можно сделать практически? Почему мы рассказываем об Актерской Гимнастике как о принципиально новом подходе. Потому что это практическая работа. Что можно сделать практически? Есть лучшие актрисы мира, которые интуитивно владеют женским состоянием, которые могут показывать и то, и другое, и третье, и четвертое состояние. Нужно также взять тех женщин, которые могут хорошо показывать состояние беременности. Все это необходимо научиться точно передавать, затем делаются фильмы и показываются, например, по телевидению. А женщина, посмотрев фильмы, выбирает, что, собственно, ей нужно, в каком состоянии ей хорошо жить, работать, все успевать, быть красивой, а в каком ей это просто не удастся. Вот практически что можно сделать.
      Актерская Гимнастика — это гимнастика духовная. Один журналист предложил такой заголовок к статье: "Тренируйте духовные мускулы". В Актерской Гимнастике применяются вспомогательные упражнения, взятые из йоги. Зачем это нужно? Когда человек делает статические упражнения, он расслабляется, и натяжение есть только в определенных местах, особенно в лимфатических узлах. Таким образом хорошее состояние закрепляется. Если только посмотреть спектакль, послушать концерт, то хорошего состояния хватит ненадолго. А если мы закрепили упражнениями, то состояние становится крепким. Причем йоговские упражнения, отобранные Алексеем Васильевичем, наиболее хорошо выполняют эту функцию. Вместо этого можно бегать, прыгать, плавать и т.п. — что вы любите. В общем, необходимо выполнять ту или иную физическую работу с тем состоянием, которое вы получили на Гимнастике.
      Голос из зала: Ну а все-таки о фильме?
      Е.А.Каткова: О фильме. Посмотрели, выбрали, а дальше вместо аэробики... ведь видите ли, почему я так... Аэробика — это прекрасная вещь в смысле физической нагрузки, но состояние, которое там женщина получает — разрушает. Женщина выходит с аэробики в состоянии ажиотажа. Ведь состояние активности творческой и состояние ажиотажа — совершенно разные. На аэробике тренируется отрицательное эмоциональное состояние. Если женщина хочет заболеть — прямой путь на аэробику. Накопить побольше этого отрицательного состояния, закрепить его физическими упражнениями и, пожалуйста — болейте на здоровье.
      Голос из зала: Давайте дальше.
      Е.А.Каткова: Да, аэробика есть. Но что можно делать вместо нее? Посмотрели фильм, с утра или вечером, кому когда удобно, и потренировали не те состояния, которые мы каждый день видим, а именно гармоничные, то, что мы выбрали. Человеку часто говорят: "Вы будьте спокойны, уравновешенны, и т.п." Та же самая глупость, если сказать — вы должны быть женственными — и все побегут и станут такими. Это невозможно.
      Голос из зала: Что нужно делать?
      Е.А.Каткова: Пишем на телевидение и требуем такого фильма. Я серьезно говорю. Женское состояние — коллективное состояние. Алексей Васильевич пытался обучить отдельных женщин. Получалось. Вот так получалось! Женщина расцветает, красивая становится, летает! Ну а дальше? Она приходит в свой коллектив, а состояние здоровья — это коллективное состояние. Может, она и хотела бы одна быть красивой и высоко духовно натренированной, но ничего из этого не получается. Оказывается, этого можно достичь только всем вместе.
      Голос из зала: Нужно сделать состояние улыбки, сделать упражнение, а потом идти на завтрак с улыбкой, на работу с улыбкой...
      Голос из зала: Нет, здесь говорят о том, что надо объединяться, если мы не знаем, а они знают и предлагают, то надо их поддержать для начала…
      Голос из зала: Нужно написать письмо на телевидение…
      Е.А.Каткова: Вот говорят: "Вы десять лет занимаетесь." Десять лет мы ходим и просим, и рассказываем. Я ведь тоже такая же заинтересованная, как и вы. Я бы тоже очень хотела, чтобы по телевидению передавали такие фильмы, показывали истинные образцы, а не те фальшивые образцы, которые мы каждый день видим.
      Голос из зала: Коллективное письмо, другое коллективное письмо, вот так и создается известность.
      Е.А.Каткова: То, что художник нарисовал мадонну — это самая высокая саморегуляция, самое высокое творческое состояние у человека. Голос из зала: Вы по специальности кто? Е.А.Каткова: По образованию я педагог; по специальности, видите — помощник Алексея Васильевича; по совместительству — многодетная мама.
      Как я пришла на Гимнастику? Меня притащила мама. Меня таскали всюду — на гимнастику Стрельниковой, голодание, дыхание по Бутейко и йогу. Всем занималась.
      Почему таскали? Потому что была я хронически больная: хроническая пневмония, бронхит, астма, в общем, все воспалительные заболевания, сверху донизу. Мама считала, что я никогда никого не рожу. И притащила меня на Гимнастику с чисто лечебной целью. Позанималась. Сначала было отношение как у всех — потребительское. То есть я ходила, мне помогало, и спасибо. Я опять ходила...
      Голос из зала: И сколько вы занимаетесь?
      Е.А.Каткова: Для людей, кто уже хорошо знает гимнастику — это полчаса, для новичков — побольше. Заниматься лучше утром. Можно сокращенную программу — 15 минут.
      Детей своих успешно привожу на занятия. Любого возраста, в том числе месячного. Месячный ребенок воспринимает Гимнастику. Клянусь!

 
Аудиозапись, 1987 год