|
В те годы было много лекций А.В.Бояршинова.
На них он просил женщин, которые уже занимались АГГС, рассказывать
аудитории о женских духовных состояниях: "Мужчина может наблюдать,
анализировать, сравнивать, иметь представление о женских состояниях,
но передавать эти процессы может только женщина…" А.В.Бояршинов постоянно
подчеркивал важнейшую роль женщины для нравственного состояния общества
и здоровья каждого отдельного человека. Публикуемая статья – одна
из первых попыток изложить эти представления на бумаге. |
|
Представление о женской психологии с позиции Актерской
Гимнастики Гармонического Совершенства (АГГС) |
|
Материнская позиция, материнское
духовное состояние – это не просто самочувствие матери в процессе
общения с ребенком, — это жизненная позиция и комплекс психофизиологических
состояний женщины. Без материнского состояния невозможен мир. В человеческом
сообществе материнское состояние реализуется в виде бескорыстной любви,
самопожертвования, отношения ко всем детям с равной любовью, независимо
от того, больные они или здоровые, хорошие или плохие; в виде привычки
разделить между всеми поровну и справедливо. Наконец, оно реализуется
в виде созидания: духовной потребности усовершенствовать все вокруг
для детей и ради детей.
Если во главе коллектива стоит женщина, имеющая
материнское состояние, то она обязательно эмоционально передает его
другим членам коллектива, и все становятся добрее, спокойнее, терпимее
друг к другу.
Человечество состоит из матерей и их детей. Все
мы — продолжение матери. Поэтому так бесконечно трогает и мужчин и
женщин красота материнского состояния. Недаром в искусстве существовала
целая художественная эпоха, когда рисовали только беременных женщин
и кормящих матерей.
В образе мадонны с младенцем зафиксирован высочайший
уровень саморегуляции человека, известный человечеству. Материнское
состояние — необходимое и достаточное условие для духовного и физического
здоровья женщины.
Желание нравиться с малых лет отличает девочку
от мальчика. Накапливая красоту окружающего мира, отбирая чувствами
совершенные человеческие образы, женщина передает этот духовный опыт
ребенку в момент зачатия.
Беременность — период формирования ребенка. Виднейшим
физиологом И.А.Аршавским создано понятие "доминанты беременности"
— наступающего во время беременности женщины состояния особой одухотворенности,
погруженности в себя, радости. Во время беременности ребенок как бы
фотографирует все эмоциональные проявления матери. В настоящее время
мы видим, что женщины плохо переносят беременность, плохо рожают,
не кормят детей грудью. В поиске причин этого приводятся много вредных
факторов: экологических, социальных и т.д. Однако, можно утверждать,
что все они вторичны в сравнении с тем, что человек нарушил экологию
своих духовных состояний, психофизиологических взаимосвязей. Рождение
ребенка, вскармливание, воспитание — для каждого из этих жизненных
процессов требуется свое духовное состояние. Работа А.В.Бояршинова
(АГГС) позволяет разобраться в этом и практически пользоваться лучшими
образцами этих состояний.
Искусство сейчас в основном показывает женщин "такими,
какие они есть", и совсем не показывает "такими, какие они могут быть".
"Суперменство", которое мы постоянно видим и в жизни, и в искусстве,
— это не только жизненная позиция, но и определенное психофизиологическое
состояние человека. Оно к сожалению, в настоящее время, активно тиражируется
средствами массовой информации. "Суперменство" — это, прежде всего
культ силы. У женщины в этом случае делается акцент на культе силы
эмоционального воздействия. А так как сильнейшим каналом психологического
воздействия является сексуальное чувство, то женщина начинает сознательно
или неосознанно им пользоваться. Если раньше само понятие "суперменства"
несло в себе явно отрицательный оттенок, то теперь оно все больше
его теряет, так как "суперменство", распространившись в обществе,
стало повсеместным и привычным. На состоянии биологического и социального
самоутверждения происходит процесс запоминания знаний, гуманитарных
и технических, процесс приобретения трудовых навыков и т.д.
При помощи работы А.В.Бояршинова, в сравнении,
можно увидеть различные, в том числе и полярные состояния женщины,
почувствовать их в себе и осознать, что духовное состояние женщины
— это не только настроение, но и психологическая установка, определяющая
жизненную позицию. От того, какой она является — защитной или созидательной
— зависит и образ мыслей, и чувства, и поступки.
Это не только морально-этическая проблема. Негармоничное
психофизиологическое состояние постоянно подтачивает здоровье женщины.
Особенно трагические последствия проявляются тогда, когда все внутренние
привычки, наработанные взаимосвязи в организме, оказываются непригодными
для зачатия, формирования, рождения и воспитания ребенка. АГГС — практическая
работа, позволяющая женщине вернуть гармоничное женское состояние
ву .
Почему дети не хотят учиться? Часто им не хочется
воспринимать состояние, которое имеет педагог. Увлеченность — врожденное
естественное чувство, свойственное ребенку. Оно не находит отклика
и поддержки в состоянии педагога. Командно-администр общения с ребенком
стал привычным в педагогике эмоциональной доминантой в любом сообществе,
о семья, трудовой коллектив, школа. В силу эмоциональности и "суперменство"
у женщин во много раз сильнее, чем у мужчин. Эта внутренняя установка
постоянно подталкивает к тому, чтобы действовать везде и всюду волевым
усилием (и в педагогике тоже). Кажется, что так б. На самом деле ребенок
изо всех сил сопротивляется такому насилию над своей природой. В результате
— усталость, раздраженность, взаимная неприязнь. Если же показать
педагогам состояние увлеченности, целеустремленности, то они смогут
почувствовать его как реальный, осознанно тренируемый процесс, и уже
на следующий день начнут искать в себе это созидательное начало, от
природы заложенное в каждого.
|
Е.А.Каткова. 1988 год
|
|