назад
    В те годы было много лекций А.В.Бояршинова. На них он просил женщин, которые уже занимались АГГС, рассказывать аудитории о женских духовных состояниях: "Мужчина может наблюдать, анализировать, сравнивать, иметь представление о женских состояниях, но передавать эти процессы может только женщина…" А.В.Бояршинов постоянно подчеркивал важнейшую роль женщины для нравственного состояния общества и здоровья каждого отдельного человека. Публикуемая статья – одна из первых попыток изложить эти представления на бумаге.
 
 Представление о женской психологии с позиции Актерской Гимнастики Гармонического Совершенства (АГГС)
 
    Материнская позиция, материнское духовное состояние – это не просто самочувствие матери в процессе общения с ребенком, — это жизненная позиция и комплекс психофизиологических состояний женщины. Без материнского состояния невозможен мир. В человеческом сообществе материнское состояние реализуется в виде бескорыстной любви, самопожертвования, отношения ко всем детям с равной любовью, независимо от того, больные они или здоровые, хорошие или плохие; в виде привычки разделить между всеми поровну и справедливо. Наконец, оно реализуется в виде созидания: духовной потребности усовершенствовать все вокруг для детей и ради детей.
    Если во главе коллектива стоит женщина, имеющая материнское состояние, то она обязательно эмоционально передает его другим членам коллектива, и все становятся добрее, спокойнее, терпимее друг к другу.
    Человечество состоит из матерей и их детей. Все мы — продолжение матери. Поэтому так бесконечно трогает и мужчин и женщин красота материнского состояния. Недаром в искусстве существовала целая художественная эпоха, когда рисовали только беременных женщин и кормящих матерей.
    В образе мадонны с младенцем зафиксирован высочайший уровень саморегуляции человека, известный человечеству. Материнское состояние — необходимое и достаточное условие для духовного и физического здоровья женщины.
    Желание нравиться с малых лет отличает девочку от мальчика. Накапливая красоту окружающего мира, отбирая чувствами совершенные человеческие образы, женщина передает этот духовный опыт ребенку в момент зачатия.
    Беременность — период формирования ребенка. Виднейшим физиологом И.А.Аршавским создано понятие "доминанты беременности" — наступающего во время беременности женщины состояния особой одухотворенности, погруженности в себя, радости. Во время беременности ребенок как бы фотографирует все эмоциональные проявления матери. В настоящее время мы видим, что женщины плохо переносят беременность, плохо рожают, не кормят детей грудью. В поиске причин этого приводятся много вредных факторов: экологических, социальных и т.д. Однако, можно утверждать, что все они вторичны в сравнении с тем, что человек нарушил экологию своих духовных состояний, психофизиологических взаимосвязей. Рождение ребенка, вскармливание, воспитание — для каждого из этих жизненных процессов требуется свое духовное состояние. Работа А.В.Бояршинова (АГГС) позволяет разобраться в этом и практически пользоваться лучшими образцами этих состояний.
    Искусство сейчас в основном показывает женщин "такими, какие они есть", и совсем не показывает "такими, какие они могут быть". "Суперменство", которое мы постоянно видим и в жизни, и в искусстве, — это не только жизненная позиция, но и определенное психофизиологическое состояние человека. Оно к сожалению, в настоящее время, активно тиражируется средствами массовой информации. "Суперменство" — это, прежде всего культ силы. У женщины в этом случае делается акцент на культе силы эмоционального воздействия. А так как сильнейшим каналом психологического воздействия является сексуальное чувство, то женщина начинает сознательно или неосознанно им пользоваться. Если раньше само понятие "суперменства" несло в себе явно отрицательный оттенок, то теперь оно все больше его теряет, так как "суперменство", распространившись в обществе, стало повсеместным и привычным. На состоянии биологического и социального самоутверждения происходит процесс запоминания знаний, гуманитарных и технических, процесс приобретения трудовых навыков и т.д.
    При помощи работы А.В.Бояршинова, в сравнении, можно увидеть различные, в том числе и полярные состояния женщины, почувствовать их в себе и осознать, что духовное состояние женщины — это не только настроение, но и психологическая установка, определяющая жизненную позицию. От того, какой она является — защитной или созидательной — зависит и образ мыслей, и чувства, и поступки.
   Это не только морально-этическая проблема. Негармоничное психофизиологическое состояние постоянно подтачивает здоровье женщины. Особенно трагические последствия проявляются тогда, когда все внутренние привычки, наработанные взаимосвязи в организме, оказываются непригодными для зачатия, формирования, рождения и воспитания ребенка. АГГС — практическая работа, позволяющая женщине вернуть гармоничное женское состояние ву .
    Почему дети не хотят учиться? Часто им не хочется воспринимать состояние, которое имеет педагог. Увлеченность — врожденное естественное чувство, свойственное ребенку. Оно не находит отклика и поддержки в состоянии педагога. Командно-администр общения с ребенком стал привычным в педагогике эмоциональной доминантой в любом сообществе, о семья, трудовой коллектив, школа. В силу эмоциональности и "суперменство" у женщин во много раз сильнее, чем у мужчин. Эта внутренняя установка постоянно подталкивает к тому, чтобы действовать везде и всюду волевым усилием (и в педагогике тоже). Кажется, что так б. На самом деле ребенок изо всех сил сопротивляется такому насилию над своей природой. В результате — усталость, раздраженность, взаимная неприязнь. Если же показать педагогам состояние увлеченности, целеустремленности, то они смогут почувствовать его как реальный, осознанно тренируемый процесс, и уже на следующий день начнут искать в себе это созидательное начало, от природы заложенное в каждого.
Е.А.Каткова. 1988 год