назад
Статья была адресована в журнал «Вестник социологии» для контактов с научной номенклатурой.
 
Резервы повышения творческого потенциала
научных работников
    «Важнейшая роль принадлежит эмоциям. Именно они могут оживить усталый мозг и проявить все потенциальные свойства его отдельных участков. Именно эмоции и их нейрохимический механизм способны обеспечить легкость обучения, вызвать озарение, творческий порыв и, наоборот, вывести уровень функционирования мозга или отдельных его зон за оптимальные пределы. (Н.П.Бехтерева. Всем, всем, всем. Наука и жизнь, 1987, №1)
    Психологи, физиологи, врачи, сами научные работники все чаще фиксируют высокую утомляемость, плохое самочувствие, пониженный эмоциональный тонус, наличие невротических состояний. В тоже время академик Семенов, лауреат Нобелевской премии, говорит «Многие опасаются того, что большие умственные нагрузки, в частности у ученых, легко приводят ко всякого рода расстройствам. Но когда ученый занимается страстно любимым делом, предел нагрузки бывает необычайно высоким без всяких вредных последствий. Наоборот, при занятии делом, которое не приносит удовлетворения, такой предел очень низок. Это удивительное устройство организма.» С этим утверждением перекликается мысль физиолога Введенского, что устают и изнемогают не столько от того, что много работают, сколько от того, что плохо работают.
    Интенсификация научного труда, качественные изменения в его условиях невозможны без анализа и мобилизации всех имеющихся резервов, и в первую очередь, психофизиологических, эмоциональных.
   Современное состояние научного изучения эмоций специалисты оценивают как крайне неудовлетворительное, как «разрозненные знания, непригодные для решения конкретных проблем». Причина этого кроется в неосознаваемости сложных процессов зарождения, формирования, восприятия и передачи эмоциональных состояний.
   «Наука даже в перспективе своего развития вынуждена останавливаться перед рядом загадок духовного мира человека, как неподвластных ей. Разгадать их, как оказывается, можно, но только другими средствами, в частности, с помощью искусства». (И.Т.Фролов, Перспективы человека. М., Наука, 1983) «...Произведения искусства фиксируют и передают следующим поколениям элементы неосознаваемого, под- и сверхсознательного психического». (П.В.Симонов. Мотивированный мозг. М., Наука, 1987)
    Тысячи лет искусство тщательно отбирало и передавало высокие человеческие состояния. Именно поэтому оно служит неисчерпаемым источником вдохновения, в том числе и в науке. «Причина, почему искусство может нас обогатить, заключается в его способности напоминать нам о гармониях, недосягаемых для систематического анализа» (Н.Бор. Атомная физика и человеческое познание. М., 1961, с.111). «Мне лично ощущение высшего счастья дают произведения искусства. В них я черпаю такое духовное блаженство, как ни в какой другой области». (А.Эйнштейн. См. А.Мешковский, Беседы с Эйнштейном о теории относительности и общей картине мира. М., 1922, с.162)
    Но современное искусство, к сожалению, уже потеряло гармонию, и часто способствует не росту, а подавлению творческих возможностей человека. О.Н.Ефремов, например, так характеризует кризис в театральном искусстве: «Разве сегодня, в нашем ли театре, в любом ином театре, мы не сталкиваемся на каждом шагу с опустошенным искусством, опустошенным актером, потерявшим ощущение своего дома, своего призвания?» (Комсомольская правда, 1988, 20 января)
    В театральном мире все чаще призывают вернуться к К.С.Станиславскому. Выдающийся актер, режиссер, тонкий знаток человеческой психологии, К.С.Станиславский много работал над проблемой творческого состояния актера: «Не само вдохновение, а лишь благоприятную для него почву хотел бы я научиться создавать в себе по произволу, ту атмосферу, при которой вдохновение чаще и охотнее снисходит к нам в душу.» (К.С.Станиславский. Работа актера над собой в процессе переживания. М., 1985)
    Практическим исследованием основ творческого, созидательного состояния человека является разработанная одним из авторов данной статьи, А.В.Бояршиновым, и получившая широкую практическую апробацию Актерская гимнастика гармонического совершенства (АГГС). АГГС способствует реализации задач повышения уровня творческих возможностей в различных областях человеческой деятельности, включая научную деятельность. В основу работы положено учение К.С.Станиславского. АГГС нацелена на выработку у человека навыков самостоятельного нахождения и тренировки сложных психофизиологических процессов, наиболее благоприятных для выполняемой деятельности.
    Такие состояния, как состояние зевка, доброй улыбки, после доброго сна, тонкого приятного дыхания, здорового аппетита, слез радости, творческого озарения — органически присущи человеку от рождения и в комплексе создают эмоциональный фон, оптимальный для здоровья и развития творческих возможностей. Они передаются в ходе занятий голосом тренера и закрепляются несколькими гимнастическими упражнениями.
    Док.мед.наук В.А.Файвишевский подчеркивает, что современная наука располагает уже достаточным количеством фактов, свидетельствующих о неосознанном восприятии нами «языка» тела, голоса, мимики другого человека. Мы улавливаем это своими обычными органами чувств, и они подсознательно «рассказывают» нам, передают состояния других людей. (М.Дмитрук. Умейте быть счастливыми. Природа и человек, 1987, № 5)
    Известно, что длительная неподвижность при сидячей работе, характерная для научной деятельности, и хроническое эмоциональное напряжение ведут к снижению скорости локального мозгового кровотока, вызывают гипоксическое состояние, что, в свою очередь, нарушает функционирование структур мозга. (П.В.Симонов. Мотивированный мозг. М., Наука, 1987, с.154)
    Состояние «зевка» способствует улучшению кровообращению головного мозга, снимает нервное перенапряжение. (Л.А.Китаев-Смык, А.В.Бояршинов. Почему мы зеваем. Здоровье, 1983, №11) В Японии работа над состоянием зевка ведется уже в течение 30 лет. Работников электронной промышленности заставляют зевать через каждые 30 минут с помощью специальной видеозаписи. Проявлен интерес к методике АГГС. (Феномен в СССР. Газета «Иомиури» от 13.11.80)
    Состояние «доброй улыбки» позволяет эффективно растормозить натренированные патологические взаимосвязи, снимать остаточные болевые ощущения, переключаться на оптимистический настрой, способствует доброжелательным взаимоотношениям в коллективе.
    С древнейших времен известно: чем сильнее релаксация — тем больше возможности саморегуляции и самоконтроля. Состояние «после доброго сна» характеризуется глубоким мы-
шечным расслаблением, снятием физических и психических зажимов, обеспечивает приятный отдых и быстрое восстановление сил.
    Состояние «здорового аппетита» соответствует правильному обмену веществ, прекрасной усвояемости, эффективному выводу шлаков из организма. Его можно рассматривать не только в узком смысле работы органов пищеварения, но и в более широком — как удовольствие от работы вообще. Тренировка этого состояния позволяет затрачивать значительно меньше сил на выполнение той же работы, восстанавливаться в оптимальном режиме, что в целом улучшает здоровье и работоспособность.
    Тема состояний дыхания и их взаимосвязи с различными жизненными процессами в организме неисчерпаема. Отметим лишь, что правильное, естественное (легкое и приятное) дыхание имеет исключительно важное значение для активной работы головного мозга. Такое дыхание индийские йоги называли «пранаямой» и приходили к нему в результате 3-4 лет непрерывных занятий. При освоении АГГС человек может почувствовать это дыхание уже на 4-ом занятии.
    Известно, что эмоциональные слезы выводят из организма гормоны стресса. Этот сложный психофизиологический процесс важен и для творческого самочувствия. В практике АГГС состояние «слез радости» завершает синтез основных эмоциональных состояний, непосредственно предшествуя приливу творческих сил и возможностей. Тем самым формируется наиболее благоприятная почва для вдохновения и творческой работы.
    Комплекс состояний передается на занятиях АГГС методами искусства. Почувствовав в себе требуемое состояние, занимающиеся сознательно сосредотачиваются на нем, увеличивают его амплитуду и проводят соответствующий импульс до пальцев рук, до пальцев ног, ощущая его всем телом. Затем, не теряя этого состояния, закрепляют его специально подобранными физическими упражнениями. При этом происходит глубокая перестройка психофизиологических процессов, аналогичная той, которую получают зрители, испытывая потрясения от встречи с большим искусством. В результате, в конце занятий, человек чувствует себя в состоянии творческого подъема, что, по Станиславскому, реализует сверхзадачу искусства. Руководитель занятий помогает точно найти нужное состояние, контролировать правильность взаимоотношений между эмоциональным состоянием, мышлением и деятельностью, чистоту исполнения комплекса.
    Заметим, что вербальное изложение способно дать лишь приблизительное представление о данной работе, включающей в себя сложные неосознаваемые процессы эмоционального восприятия, отбора и передачи человеческих состояний. Адекватным информационно-техническим средством здесь может служить пока лишь специальная видеозапись.
    Регулярные занятия АГГС позволяют прочно запечатлеть тренируемые состояния, реализовать естественное стремление организма к гармоничной саморегуляции. АГГС проста для освоения, не требует большого дополнительного времени. Обучение происходит в течение цикла из 6-8 занятий по 45 минут, дальше можно заниматься самостоятельно 20-30 минут каждый день. Через несколько месяцев таких занятий значительно улучшается психосоматическое состояние. Специалисты отмечают, что комплекс АГГС «не только оказывает на организм общеукрепляющее действие, но даже помогает устранить нарушение функций некоторых органов.» Н.А.Агаджанян, А.Ю.Катков. Резервы нашего организма. Знание, 1981, с.147)
    Другим важным резервом повышения творческого потенциала научных работников является исследование процесса передачи опыта творческой деятельности. Можно проследить закономерность, что вокруг крупных ученых, как правило, складывается атмосфера творческого роста, создаются научные школы. Человек, увлеченный своим делом, передает свое состояние другим. Например, если лектор, излагая материал, образно вспоминает про себя связанные с ним фрагменты личной творческой деятельности, как бы заново решая проблемы, он интуитивно воспроизводит и пережитые ранее состояния, сопутствующие творческому процессу. Аудитория, интуитивно настраиваясь на лектора, неосознанно подражает ему, сопереживает, примеряет, копирует сложные психофизиологические процессы, что активизирует определенные блоки эмоциональной памяти и обеспечивает творческое усвоение материала. При практическом применении вместе с этим материалом будут воспроизводиться и ассоциированные с ним эмоциональные состояния, придавая деятельности творческий характер. Если же изложение декларативно, запоминание информации будет затруднено, а применение малоэффективно и догматично.
    Не лишне напомнить, что эти процессы пока неосознаваемы. Человек может вспомнить конкретно, о чем он думал, но не может вспомнить конкретно, как он думал, не может сознательно воспроизвести последовательность состояний, которая привела его к существенному научному результату, открытию, озарению и т.д. С помощью АГГС можно точно расставить акценты на этих состояниях, сознательно фиксировать их и передавать с помощью видеозаписи.
    Общим методологическим принципом любого научного исследования является критерий произвольной повторяемости, воспроизводимости его результатов. В приложении к человекознанию этот принцип часто встречает серьезные трудности, особенно при исследовании творческой деятельности. «Каждый из нас знает уникальность своего внутреннего мира. Становление каждой уникальной индивидуальности лежит за пределами научных исследований.» (Y.Eccles, The Humen Mystery. Berlin, Heidellirg: Springer, 1979, p.144) АГГС дает возможность через акцентированное сопереживание воспроизводить и передавать зафиксированный уникальный человеческий опыт.
    Автор АГГС может помочь человеку, имеющему высокую творческую позицию, сознательно находить ее в себе. После этого с помощью видеозаписи фиксируются определенные состояния данной позиции в сравнении с другими, правильно расставляются акценты. В результате сам человек увидит, какие из его человеческих состояний имеют наибольшую ценность, и сможет осознанно нести их людям. Кроме того, каждый будет узнавать эту и другие позиции, сознательно примерять их к себе и через сопереживание тренировать лучшее.
    В каждом человеке от природы заложены две основные поведенческие позиции, определяемые защитной и созидательной направленностью. В настоящее время проблемная социальная ситуация состоит в перетренированности у человека защитной позиции, проявление которой естественно лишь в критической ситуации (при угрозе жизни, непосредственной конфронтации и т.д.). Человек все больше трудится, учится, отдыхает, находясь в состояниях, совершенно не предусмотренных природой для этих видов деятельности, что ведет к большому перерасходу сил, накоплению усталости, нежеланию работать, учиться, ухудшению здоровья. Раздражение, неудовлетворение, страх, гнев, неприязнь, агрессивность, жадность, высокомерие — эти эмоциональные состояния, соответствующие защитной доминанте, перешли линию природной гармонии, распространились на все человеческие взаимоотношения, включая служебные и родственные. Будучи ориентированными на обеспечение потребности выживания «здесь и сейчас», а не развития, они препятствуют творческой деятельности.
    Состояния, характеризующие созидательную, творческую деятельность: увлеченность, целеустремленность, откровение, доверие, исправление недостатков, уважение достоинств и др. оказались на фоне защитных свойств в явном дефиците. Защитное и созидательное в человеке можно характеризовать как соотношение потребностей «для себя» и «для других», которую В.Ф.Ломов определяет как направленность личности, как отношение того, что личность получает и берет от общества к тому, что она ему отдает, вносит в его развитие. (В.Ф.Ломов. Методологические теоретические проблемы психологии. М., Наука, 1984)
    Так, например, преобладание защитной позиции приводит к бюрократизации, направляет использование таланта, накопленных гуманитарных, технических, экономических знаний, общественных идеалов как орудия для утверждения личной власти, защиты своего положения, ведет к профанации нравственных ценностей, утрате идеалов. Наоборот, преобладание социальной позиции ориентирует использование таланта, авторитета, положения руководителя на приумножение материальных и духовных, нравственных ценностей, упрочение общественных идеалов.
    Более высокая созидательная доминанта потенциально имеется у каждого человека. АГГС позволяет очень быстро выявить ее, почувствовать в себе, зафиксировать и натренировать, утвердить созидательное начало в структуре личности, сделать его основой своего самочувствия, вернуть человеку гармонию природных начал. «Человек как «венец природы» должен высвободить и новые резервы своей биологической природы, направляя их по пути гармонизации с социальными, психическими и нравственными силами, которые он пока еще не научился прочно удерживать в гомеостатическом состоянии.» (И.Т.Фролов. Перспективы человека. М., 1983)
    АГГС дает возможность человеку почувствовать в себе и осознать, почему от защитного отношения к труду он безмерно устает (даже если ничего не делает), почему растет отчужденность, а все попытки решить производственные, социальные проблемы одними экономическими, организационными мерами не приводят к ожидаемым результатам. Широкое распространение АГГС позволит вернуть положительное, созидательное отношение к труду: умение забыть про себя, отдать все свои способности делу, плоды которого нужны людям; обеспечить последующее восстановление сил и возможностей на более высоком уровне. «Управление гигантскими силами, вызванными к жизни человеком, требует развития определенных психических свойств, способных направить разум не только на покорение природы, но и на то, чтобы сделать цивилизованной психику человека.» (Дельгадо. Мозг и сознание, с.250)
 
А.В.Бояршинов, И.Н.Бондарева, А.А.Белошапко, А.А.Горнаев, 1989 год