назад
«Смысл учения Станиславского — создание храма искусства, где на сцене артист должен прожить кусочек жизни, нужный людям»
А.В.Бояршинов
 
"Станиславский в изменяющемся мире"
Материалы к международному симпозиуму
    В Советском Союзе в результате 30-летней работы по развитию учения Станиславского автором Актерской Гимнастики Гармонического Совершенства (АГГС) Алексеем Васильевичем Бояршиновым сделан ряд фундаментальных открытий в понимании нравственных свойств и состояний человека. В числе открытий следующие:
    1. Феномен «осознанного сопереживания» как новая эволюционная возможность человека.
    2. Обязательный нравственный закон осознанного сохранения равновесия человеческой природы. Представление этого объективного закона в виде, допускающем его практическое использование.
    3. Точный акцент на двух основных блоках состояний человека — созидательных и защитных. Их роль и взаимодействие в жизни и в искусстве.
    4. Выделение в концентрированной форме и гармоничном сочетании кульминационных созидательных процессов человека, составляющих духовный стержень здоровья и творчества, акцентированное их проживание.
    5. Духовные процессы в женщине и их влияние на основы человеческого поведения.
    В результате многолетней практической работы над Актерской Гимнастикой Гармонического Совершенства (АГГС), Бояршинов пришел к глубокому гуманистическому пониманию природы человека и современного искусства, так же как в свое время Станиславский в результате многолетней театральной деятельности пришел к системе новых взглядов, понятий, практических методов, которую мы теперь называем учением Станиславского.
    «Искусство — это не борьба за жизнь, не столкновение характеров. Искусство вопреки отражению действительности, многоликости целей через сопереживание (в будущем через осознанное сопереживание) поднимает человека на более высокую созидательную позицию духовного и физического здоровья. Тогда это искусство подлинное, тогда оно нравственно.»
    Исторически лидер общества был защитником, а не созидателем, и общество, настраиваясь на него, сопереживая, ценило и воспитывало в первую очередь защитников (созидательные качества только подразумевались).
    Эта тенденция развития человеческого сообщества через механизмы генно-культурной коэволюции привела к тому, что современное искусство возводит в ранг доминирующего защитное свойство, нагнетая и усугубляя его. Защитная доминанта (защитить себя, победить другого дозволенным и недозволенным путем, самоутвердиться) в качестве основы мирной жизни безнравственна.
    Наркомания, пьянство, проституция, бюрократия — следствие нагнетания защитных качеств человека, болезненного самоутверждения.
    Отражение действительности, многогранность воздействия для определенных целей вопреки духовному и физическому здоровью человека — а н т и и с к у с с т в о.
    У человечества нарушено откровение образного восприятия мира: актер, политик, педагог, врач думает одно, говорит другое, должно получиться третье.
    Большой артист во время выступления подсознательно ведет много контролей: театральный (сценический, текстовой, образный), музыкальный, голосовой (вокальный), плюс жизненный контроль и сверхсознание. Эту возможность артист передает людям, в этом фундаментальная закономерность сопереживания и многомерность возможностей человека и человеческого сообщества. Будущее актера — контролировать в сравнении и передавать на осознанном уровне эту возможность.
    Большой артист — конечный нравственный продукт культуры, он сохраняет и увеличивает созидательный генофонд человечества.
    Режиссер — это тот, кто должен помочь актеру в «предлагаемых обстоятельствах» выдать ту натренированность, которая нужна людям.
    «Более высокую структуру натренированности, нравственности, достоинства передать сопереживанием в нормальном состоянии — тогда это искусство. Искусство должно показывать не только что мешает, но и чему это что мешает, не только какие мы есть, но и какими мы можем быть.»
    От защитного состояния сообщество может (умеет) объединяться, от созидательного — пока нет. Добру, созиданию можно только следовать — эта структура сейчас не задействована, нужно дать ей ход, поставив точный акцент на созидательном и защитном.
    В искусстве — решение проблем рака, диабета, СПИДа. Это все болезни вырождения человека. Человечество убедилось, что лекарственными препаратами их «не возьмешь». Это поведенческие болезни, и лекарство от них — изменить поведение.
    В современном искусстве девальвируются основные женские ценности: материнство, доброта, милосердие, любовь, сострадание. Котируется сильное воздействие: состояние волевого накала, эмоционально-чувственное сексуальное состояние, суперменство, интрига. Такая подмена неизбежно приводит к нарушению здоровья женщин и детей, к деформации генофонда.
    С помощью осознанного сопереживания можно вернуть и поднять на качественно новый уровень созидательные свойства женщины. Для этого необходимо создавать видеофонд лучших духовных состояний, обеспечивающих красоту и здоровье женщин и выживание человечества.
    Благодаря АГГС, неосознаваемые ранее духовные процессы можно точно показать средствами видеозаписи.
Е.А.Каткова, 1989 год