|
«Смысл учения Станиславского — создание храма искусства,
где на сцене артист должен прожить кусочек жизни, нужный людям»
А.В.Бояршинов
|
|
"Станиславский в изменяющемся мире"
Материалы к международному симпозиуму |
|
В Советском Союзе в результате
30-летней работы по развитию учения Станиславского автором Актерской
Гимнастики Гармонического Совершенства (АГГС) Алексеем Васильевичем
Бояршиновым сделан ряд фундаментальных открытий в понимании нравственных
свойств и состояний человека. В числе открытий следующие:
1. Феномен «осознанного сопереживания» как новая
эволюционная возможность человека.
2. Обязательный нравственный закон осознанного
сохранения равновесия человеческой природы. Представление этого объективного
закона в виде, допускающем его практическое использование.
3. Точный акцент на двух основных блоках состояний
человека — созидательных и защитных. Их роль и взаимодействие в жизни
и в искусстве.
4. Выделение в концентрированной форме и гармоничном
сочетании кульминационных созидательных процессов человека, составляющих
духовный стержень здоровья и творчества, акцентированное их проживание.
5. Духовные процессы в женщине и их влияние на
основы человеческого поведения.
В результате многолетней практической работы над
Актерской Гимнастикой Гармонического Совершенства (АГГС), Бояршинов
пришел к глубокому гуманистическому пониманию природы человека и современного
искусства, так же как в свое время Станиславский в результате многолетней
театральной деятельности пришел к системе новых взглядов, понятий,
практических методов, которую мы теперь называем учением Станиславского.
«Искусство — это не борьба за жизнь, не столкновение
характеров. Искусство вопреки отражению действительности, многоликости
целей через сопереживание (в будущем через осознанное сопереживание)
поднимает человека на более высокую созидательную позицию духовного
и физического здоровья. Тогда это искусство подлинное, тогда оно нравственно.»
Исторически лидер общества был защитником, а не
созидателем, и общество, настраиваясь на него, сопереживая, ценило
и воспитывало в первую очередь защитников (созидательные качества
только подразумевались).
Эта тенденция развития человеческого сообщества
через механизмы генно-культурной коэволюции привела к тому, что современное
искусство возводит в ранг доминирующего защитное свойство, нагнетая
и усугубляя его. Защитная доминанта (защитить себя, победить другого
дозволенным и недозволенным путем, самоутвердиться) в качестве основы
мирной жизни безнравственна.
Наркомания, пьянство, проституция, бюрократия —
следствие нагнетания защитных качеств человека, болезненного самоутверждения.
Отражение действительности, многогранность воздействия
для определенных целей вопреки духовному и физическому здоровью человека
— а н т и и с к у с с т в о.
У человечества нарушено откровение образного восприятия
мира: актер, политик, педагог, врач думает одно, говорит другое, должно
получиться третье.
Большой артист во время выступления подсознательно
ведет много контролей: театральный (сценический, текстовой, образный),
музыкальный, голосовой (вокальный), плюс жизненный контроль и сверхсознание.
Эту возможность артист передает людям, в этом фундаментальная закономерность
сопереживания и многомерность возможностей человека и человеческого
сообщества. Будущее актера — контролировать в сравнении и передавать
на осознанном уровне эту возможность.
Большой артист — конечный нравственный продукт
культуры, он сохраняет и увеличивает созидательный генофонд человечества.
Режиссер — это тот, кто должен помочь актеру в
«предлагаемых обстоятельствах» выдать ту натренированность, которая
нужна людям.
«Более высокую структуру натренированности, нравственности,
достоинства передать сопереживанием в нормальном состоянии — тогда
это искусство. Искусство должно показывать не только что мешает, но
и чему это что мешает, не только какие мы есть, но и какими мы можем
быть.»
От защитного состояния сообщество может (умеет)
объединяться, от созидательного — пока нет. Добру, созиданию можно
только следовать — эта структура сейчас не задействована, нужно дать
ей ход, поставив точный акцент на созидательном и защитном.
В искусстве — решение проблем рака, диабета, СПИДа.
Это все болезни вырождения человека. Человечество убедилось, что лекарственными
препаратами их «не возьмешь». Это поведенческие болезни, и лекарство
от них — изменить поведение.
В современном искусстве девальвируются основные
женские ценности: материнство, доброта, милосердие, любовь, сострадание.
Котируется сильное воздействие: состояние волевого накала, эмоционально-чувственное
сексуальное состояние, суперменство, интрига. Такая подмена неизбежно
приводит к нарушению здоровья женщин и детей, к деформации генофонда.
С помощью осознанного сопереживания можно вернуть
и поднять на качественно новый уровень созидательные свойства женщины.
Для этого необходимо создавать видеофонд лучших духовных состояний,
обеспечивающих красоту и здоровье женщин и выживание человечества.
Благодаря АГГС, неосознаваемые ранее духовные процессы
можно точно показать средствами видеозаписи. |
Е.А.Каткова, 1989 год |
|