назад
 
Духовное передается… невольно — сопереживание, подражание, копирование
       Мы хорошо знаем о способности человека подражать, копировать, сопереживать. Отражать в себе состояние другого, настраиваться на него. Даже понять другого человека означает почувствовать то, что чувствует он, подумать то, что думает он.
       Однако наше представление о процессе сопереживания одностороннее, а значит неправильное и ущербное. Обычно мы считаем, что сопереживаем только тогда, только когда захотим сами и только в той степени, в которой захотим.
       Это не совсем так. Мы копируем состояние других невольно. Копирование происходит независимо от нашего желания. Это вложенный в человека жесткий механизм. Его функция заключается в поиске в других более совершенных возможностей, с целью перенятия их для себя. Это один из главных механизмов развития человека. Особенно в большой степени подражание свойственно детям. Они впитывают состояние окружающих как губки. Именно сопереживанием, подражанием дети выучивают язык. Сопереживанием и подражанием они приобретают большую часть возможностей человеческой саморегуляции.
       Без преувеличения, механизм копирования, подражания — основной механизм формирования структуры человека, его развития. К сожалению, мы в очень малой степени сознаем его работу. Не используем его практически.
© Институт "Культура — Искусство — Здоровье"