 |
 |
|
 |
Духовное передается… невольно
— сопереживание, подражание, копирование |
Мы
хорошо знаем о способности человека подражать, копировать, сопереживать.
Отражать в себе состояние другого, настраиваться на него. Даже понять
другого человека означает почувствовать то, что чувствует он, подумать
то, что думает он.
Однако наше представление
о процессе сопереживания одностороннее, а значит неправильное и ущербное.
Обычно мы считаем, что сопереживаем только тогда, только когда захотим
сами и только в той степени, в которой захотим.
Это не совсем так. Мы копируем
состояние других невольно. Копирование происходит независимо от нашего
желания. Это вложенный в человека жесткий механизм. Его функция заключается
в поиске в других более совершенных возможностей, с целью перенятия
их для себя. Это один из главных механизмов развития человека. Особенно
в большой степени подражание свойственно детям. Они впитывают состояние
окружающих как губки. Именно сопереживанием, подражанием дети выучивают
язык. Сопереживанием и подражанием они приобретают большую часть возможностей
человеческой саморегуляции.
Без преувеличения, механизм
копирования, подражания — основной механизм формирования структуры
человека, его развития. К сожалению, мы в очень малой степени сознаем
его работу. Не используем его практически. |
|
©
Институт "Культура — Искусство — Здоровье"
|
|
|